Мария Монтессори 1870-1952

«В ходе научного наблюдения было установлено, что образование это естественный процесс и достигается он не путем того, что ребенок слушает указания учителя, но путем получения опыта в окружающей среде. Задачей учителя становится подготовка серий мотивов к культурной активности в специально подготовленной среде и воздержание от навязчивого вмешательства». 

Мария Монтессори, Образование для Нового Мира.

Женщина и ее метод

Кто же была эта женщина, которая начала образовательную революцию, которая изменила нашу позицию в воспитании детей убедительнее, чем кто-либо до или после нее?

Мария Монтессори родилась в 1870 году. Она была первой женщиной в Италии, которая получила медицинскую степень. Она работала в сферах психиатрии, образования и антропологии. Она верила, что каждый ребенок рождается с уникальным потенциалом, который нужно раскрыть, вместо того чтобы использовать ребенка как "чистый лист" на котором что-то напишут не всегда совершенные учителя.


Основные принципы методики:

• Подготовка для ребенка максимально естественной, стимулирующей всестороннее развитие среды.
• Наблюдение за ребенком, свободно живущим в этой среде.
• Постоянная адаптация среды под конкретного ребенка, чтобы он мог реализовать физически, умственно и духовно свой величайший потенциал.

Ранние года
Мария Монтессори всегда опережала свое время. В 13 лет вопреки пожеланиям своего отца, но с поддержкой матери, она начала посещать техническую школу для мальчиков. После 7 лет занятий инженерной деятельностью она увлеклась медициной и в 1896 году стала врачом. В своей работе в психиатрической клинике при римском университете она заинтересовалась терапией детей со специальными потребностями и в течение нескольких лет она работала с ними, писала и выступала в их защиту.
В 1907 году Мария находит возможность работать с обычными детьми, для чего она создает свой класс «Дом Ребенка», в который набирает пятьдесят детей из грязных заброшенных трущоб Сан Лоренцо на окраине Рима.
Новости о беспрецедентном успехе её работы в Casa dei Bambini скоро распространились по всему миру и люди приезжали издалека, чтобы увидеть этих детей.
Доктор Монтессори была потрясена раскрывшимися способностями этих детей: Ребенок учится всему, не зная, что он этому учится, и, делая так, он переходит от бессознательного к сознательному, шагая по пути радости и любви.

Из Европы в США
В 1915 доктор Монтессори выступала в Карнеги Холле, её пригласили для организации в выставочном зале Панама-Пасифик в Сан-Франциско классной комнаты, где зрители в течение четырех месяцев могли наблюдать через стеклянную стену за 21 ребенком, незнакомым ранее с Монтессори методом.
Этому классу вручили 2 золотых медали, а подход в воспитании маленьких детей был изменен навсегда.
Мария Монтессори была дважды номинирована на Нобелевскую премию Мира.

Программа Монтессори начального обучения.
В Риме Доктор Монтессори разработала Монтессори программу для детей начальной школы возраста с 6 лет до 12. Ребенок начальной школы, когда ему разрешают работать самостоятельно вместо того, чтобы учиться в группах обучаемых учителем, и в классах с разновозрастными учениками, вдохновляющими и обучающими друг друга, легко овладевает учебными предметами средней школы или даже старших классов.

Программа Монтессори Помощники раннего детства.
В 1940-х годах, вдохновленная удивительным потенциалом детей, реализованным в первые годы жизни Доктор Монтессори констатировала, что возраст 3 года – это слишком поздно для поддержки работы и развития детей. В 1947 в Риме стартовала «Программа помощи младенчеству». Это была трехлетняя программа полного дня, которая все еще применяется для обучения педагогов в некоторых странах.

Сегодня
Идеи Доктора Монтессори никогда не станут устаревшими, ведь ее послание своим последователям было - всегда обратить свое внимание к ребенку, «следовать за ребенком».
После смерти Монтессори, интерес к её методу продолжает распространяться по всему миру. Много людей, узнавших о высоком академическом уровне, достигнутом учениками, не понимают сути и думают, что манипулятивная математика (как пример) это все что есть в Монтессори методе. Это не так. Потенциал ребенка открывается только в случае полного осознания и следования «Монтессори методу».

Легко закупить материалы и пройти короткие обучающие курсы для их использования, но осознание настоящих ценностей Монтессори занимает долгое время путем специального обучения взрослого.

Выбор ребенка, упражнения практической жизни, забота об окружающих и об окружающей среде, и, сверх этого, высокий уровень концентрации, достигнутой, когда работа уважается и не прерывается, раскрывают человеческое существо.

Cущностью настоящей работы «Монтессори» сегодня является ребенок, который глубоко заботится об окружающих людях и всем мире, который работает, чтобы открыть уникальный и индивидуальный способ внести свой вклад в развитие человечества.


Наверх